00150 - индивидуальная подписка
Оформить подписку на "Меркурый" можно по каталогу РУП "Белпочта" в любом почтовом отделении Беларуси или через сервис "Интернет-подписка".
От ремонтного завода до крупнейшего производителя пассажирского электрического транспорта в СНГ – таков путь BKM HOLDING (ранее – «Белкоммунмаш») за свою почти полувековую историю. Современные модели троллейбусов, трамваев и электробусов производства BKM HOLDING – это инновационный и экологичный транспорт, который на протяжении многих лет украшает города не только Беларуси, но и многих зарубежных государств.
Настоящая история успеха флагмана отечественного электростроения началась с 1994 года, когда производственное объединение «Белкоммунмаш» выпустило свою первую пассажирскую технику. С тех пор прошли годы, многое реализовано, достигнуты высокие результаты. Безусловно, главная заслуга в этом работников предприятия, которые вложили в производство свои ум, талант и душу. Однако солидная доля участия принадлежит и топ-менеджменту холдинга, который в 2000-е годы возглавил и уверенно повел к успеху Владимир Король, занимавший пост генерального директора предприятия до этого года.
Все эти годы BKM HOLDING успешно сотрудничал с Белорусской торгово-промышленной палатой, вместе организации реализовывали проекты по продвижению белорусского электротранспорта за рубеж. В интервью «Меркурыю» Владимир Михайлович, грамотный, опытный руководитель и друг БелТПП, рассказал о становлении и развитии, современной деятельности компании, основных направлениях международного сотрудничества и экспортной политики, тенденциях продвижения электротранспорта в Беларуси и за рубежом.
Владимир Михайлович, Вы возглавляли предприятие почти 20 лет. Как изменился завод за эти годы? Какие события Вы бы назвали наиболее значимыми? Что в целом характеризует транспорт BKM HOLDING?
За свою почти полувековую историю мы прочно закрепили за собой статус ведущего производителя общественного электротранспорта в Беларуси. Современная, надежная и эффективная техника BKM HOLDING стала визитной карточкой городов страны. Пассажиры знают и любят нашу технику, с энтузиазмом встречают новые образцы троллейбусов и электробусов.
Предприятие прошло колоссальную эволюцию от небольшой ремонтной мастерской до лидера в производстве городского пассажирского электротранспорта. Опираясь на наш полувековой опыт в разработке, производстве и сервисном обслуживании электротранспорта, мы по-прежнему держим руку на пульсе и следим за ультрасовременными тенденциями в развитии машиностроения и транспорта, это позволяет нам двигаться вперед и оставлять наших конкурентов позади.
За эти почти 50 лет у предприятия и его сотрудников сформировалось общее понимание целей, наша миссия – содействовать улучшению имиджа современного города, внедряя эффективные транспортные решения с заботой о людях и экологии.
Стоит отметить, что частично успех BKM HOLDING заключается в том, что мы не производим продукцию на склад, а следуем правилу «производить то, что продается». Поэтому наш электротранспорт максимально соответствует индивидуальным запросам заказчиков и эксплуатационным условиям региона. Так наша продукция становится эксклюзивной, и мы уверены, что ни один, например, троллейбус не будет так подходить по техническим и экономическим характеристикам будущему региону эксплуатации, как наш. На сегодняшний день это очень весомое преимущество перед конкурентами, «штампующими» одинаковые партии своей продукции на склад.
Кроме того, BKM HOLDING является одним из ведущих производителей колесного и рельсового электротранспорта полного цикла: от дизайна прототипа и разработки конструкторской документации до установки силовой электроники, узлов собственного производства и запуска в эксплуатацию. Это еще одно конкурентное преимущество – мы полностью отвечаем за каждый этап производственного цикла.
BKM HOLDING экспортирует продукцию с 1996 года. Можете, пожалуйста, кратко рассказать о развитии экспортной деятельности компании? Какие рынки были и остаются в приоритете? Были ли сложности при выходе на рынок той или иной страны? Как удалось с ними справиться? Какие механизмы применялись для расширения экспортной географии?
При выходе на новые рынки в первую очередь приходится сталкиваться с особенностями, которые присущи тому либо иному региону: обязательная сертификация продукции, причем в каждом регионе своя, ввозная пошлина (от 15 до 30 процентов). Кроме того, стоит упомянуть существующие меры поддержки на государственном уровне (субсидии, государственные программы и другое), предназначенные для поддержки местных производителей. И чтобы конкурировать на различных рынках, необходимо постоянно проводить работы по нивелированию существующих ограничений.
Также на нашу деятельность, в том числе и на экспортную, во многом влияют госпрограммы по обновлению парка пассажирского транспорта, поскольку конечным потребителем продукции BKM HOLDING в большинстве случаев являются муниципальные операторы.
Безусловно, на тех рынках, где мы давно присутствуем, нашей технике доверяют. На новых же рынках признание необходимо заслужить, нужно некоторое время, чтобы преимущества нашей продукции стали известны потребителю. Поэтому помимо развития технологий и совершенствования своей продукции мы активно развиваем дилерскую сеть и организацию совместных производств в других странах.
В настоящий момент производство загружено заказами не только для внутреннего рынка. Можно отметить, что Россия, Украина и Молдова – это те страны, с которыми BKM HOLDING сотрудничает на постоянной основе уже не один год. Продолжается развитие рынков Грузии и Таджикистана.
Получение в 2020 году европейского сертификата на электробус способствовало победе предприятия в тендерах для европейских городов Враца и Сараево. Для них BKM HOLDING поставит 34 троллейбуса с увеличенным автономным ходом (девять коротких и 25 сочлененных).
2020-й и текущий год, несомненно, стали сложными для международной деятельности компаний всего мира. В то же время под Вашим чутким руководством по итогам прошлого года BKM HOLDING впервые вошел в число победителей конкурса «Лучший экспортер года». Как повлияла пандемия на работу предприятия? Как осуществлялось взаимодействие с иностранными партнерами в период ограничений? За счет чего удалось не только сохранить, но и расширить рынки сбыта продукции?
С прошлого года промышленность не только в Беларуси, но и во всем мире находится в довольно непростом положении, вызванном пандемией и вводом во многих странах карантинных мер.
Но трудности дают толчок к развитию. И для BKM HOLDING пандемия стала стимулом к поиску новых путей и решений по преодолению возникших препятствий, внедрению новых форматов работы и методов взаимодействия с контрагентами для улучшения своих позиций на рынке.
Предприятие работало и работает в штатном режиме. Развитие современных технологий позволяет беспрепятственно общаться с нашими партнерами из любой точки земного шара по вопросам, касающимся как действующих, так и перспективных проектов. Кроме того, благодаря возможности подачи тендерных документов в электронном виде предприятие участвует во многих конкурсах на закупку пассажирского транспорта, осуществляемых, в первую очередь, в странах СНГ.
Тем не менее карантин и закрытие границ естественным образом повлияли на реализацию проектов, требующих непосредственного участия. Это и отмена выставочных мероприятий, и перенос проведения опытной эксплуатации продукции в Великобритании, увеличение сроков проведения процедур сертификации электробусов, перенесение сроков тендеров, которые предусматривали личную подачу документов (в основном это касается стран дальней дуги) и прочее. Совместная работа с европейскими партнерами затруднилась и потеряла в оперативности, но не остановилась.
Резюмируя в целом деятельность 2020 года, можно смело сказать, что была проделана колоссальная работа, что позволило получить хорошие результаты. В течение года было произведено и отгружено более 250 единиц техники в натуральном выражении с показателем экспорта 96 процентов – и это при максимальной производственной мощности 300 единиц в год. Получено одобрение типа транспортного средства ЕС для электробуса серии OLGERD, а в Великобритании – индивидуальное одобрение транспортного средства и сертификат автобуса со сверхнизким уровнем выбросов для праворульного электробуса серии VITOVT.
Все это позволило нам положить хорошее начало экспортной деятельности в 2021 году, в том числе за счет расширения географии поставок, которая пополнилась еще двумя странами (Грузия и Болгария).
С 2003 года предприятие является членом БелТПП. В течение пяти из них Вы входили в состав президиума Палаты, принимали важные решения о ее деятельности. Расскажите, как осуществлялось сотрудничество наших организаций? Какие проекты были реализованы? Как Вы в целом оцениваете инструменты, предлагаемые БелТПП по развитию экспортной деятельности отечественных компаний?
Отмечу, что членство в Белорусской торгово-промышленной палате расширяет границы бизнеса и повышает деловые возможности компаний.
При поддержке и непосредственном участии Белорусской торгово-промышленной палаты мы провели ряд масштабных международных мероприятий как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, что, несомненно, положительно отразилось на деятельности предприятия и развитии отрасли в целом.
Совместная работа с БелТПП позволяет на высоком уровне продвигать белорусскую продукцию на зарубежных рынках, а также оперативно выводить на рынок новый продукт. Кроме того, в 2020 году BKM HOLDING получил сертификат о включении в Реестр добросовестных партнеров, который ведет Палата, что определенно укрепляет нашу положительную репутацию на новых рынках, повышает конкурентоспособность, а также способствует продвижению продукции на экспорт.
Одно из направлений сотрудничества – работа в рамках Белорусско-Швейцарского делового совета, который сегодня является успешной площадкой для обсуждения проблем, возникающих в работе двух стран, поиска их решений, формирования стратегий взаимовыгодного партнерства. Учрежден он в 2013 году, и тогда Вы принимали непосредственное участие в создании этого органа. Можете рассказать об этом проекте, роли «Белкоммунмаша», Вашем личном участии?
Учреждение Белорусско-Швейцарского делового совета осуществлялось при активном участии и поддержке президента концерна Stadler Rail AG г-на Петера Шпулера, оно стало логическим продолжением сотрудничества данного швейцарского концерна с Белорусской железной дорогой в части поставок подвижного состава и с ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» в части создания совместного предприятия и строительства завода в Фаниполе по производству современных электропоездов и другого электротранспорта. Создание такого высокотехнологичного совместного белорусско-швейцарского предприятия стало и отправной точкой, и хорошей базой для развития белорусско-швейцарских отношений. Поэтому и г-н Шпулер, и ваш покорный слуга с радостью откликнулись на предложение создать такой орган и стать его сопредседателями. За время работы Совета мы провели несколько масштабных мероприятий и визитов деловых кругов в Беларусь и Швейцарию. Первое мероприятие, которое проводилось в Швейцарии, превзошло все ожидания организаторов: благодаря активной протекции Петера Шпулера количество участников заседания Делового совета в полтора раза превысило запланированные цифры. Думаю, это хороший показатель проделанной работы и высокого статуса Белорусско-Швейцарского делового совета.
В ходе проведенного в прошлом году в БелТПП Белорусско-Британского сезона был презентован проект по организации сборочного производства электробусов BKM HOLDING в Великобритании. Как сейчас происходит реализация этого проекта?
Совместное предприятие в Великобритании – компания Wave Industries Limited в Ковентри проводит активную работу по обеспечению своего участия в закупках экологически чистого транспорта. Так, совместно с коллегами из Великобритании специалисты BKM HOLDING работают сразу над несколькими проектами. В соответствии с политикой британского правительства, направленной на активный переход к использованию «зеленого» транспорта, рост рынка безэмиссионных транспортных средств и развитие технологий в данной области в ряде городов Великобритании, уже в этом году планируется проведение закупок электробусов и зарядной инфраструктуры.
В Беларуси, как и во всем мире, наблюдается тенденция к переходу на экологичные виды транспорта. Планируется, что к 2025 году доля электротранспорта на дорогах страны составит 30 процентов. И электробусам, выпускаемым BKM HOLDING, принадлежит значительная роль в реализации этих планов. Вы стояли у истоков зарождения этого вида транспорта в нашей стране. Как планируется развивать это направление? Каким Вы видите электротранспорт будущего?
В своей производственной деятельности мы всему учились самостоятельно, впитывая опыт зарубежных коллег. Сначала это был первый белорусский троллейбус, потом первый белорусский трамвай, а дальнейшее совершенствование своих навыков позволило реализовать такой проект, как первый белорусский электробус. При этом мы были первопроходцами в этой области не только в нашей стране. Все приходилось делать с нуля, методом проб и ошибок. Но благодаря этому сейчас наработан колоссальный практический опыт, есть собственные технологии, которые постоянно совершенствуются, потому что мы перманентно следили и следим за современными тенденциями в развитии машиностроения, транспорта и информатизации. И, конечно же, все передовые решения в первую очередь внедряли в нашей стране: так, с мая 2017 г. Минск стал первым городом в СНГ с регулярными электробусными маршрутами. А сейчас без этого транспорта город невозможно представить.
Не могу не отметить, что на внутреннем рынке помимо общественного транспорта курс на экологичные перевозки взяли и крупные белорусские предприятия: ОАО «МТЗ» приобрел электробус для перевозки своих сотрудников на удаленный от основного производства испытательный полигон; ОАО «БЕЛАЗ» – три электробуса с запасом хода на одном заряде около 200 км. Мы и в дальнейшем планируем развивать это направление – использование электробусов в качестве корпоративного транспорта. И для обеспечения большей доступности уже работаем над снижением конечной стоимости электробуса за счет удешевления накопителей и над синхронизацией с действующей зарядной инфраструктурой для электромобилей.
Безусловно, BKM HOLDING будет продолжать следовать тренду развития электрического транспорта и, в частности, совершенствовать конструкторские разработки в уже производимой продукции.
Например, сейчас главный недостаток электробуса – его стоимость. Наша задача – изготовить электробус, который по своим экономическим показателям сможет на равных конкурировать с классическим автобусом. Этого можно достичь только за счет удешевления стоимости используемых накопителей электроэнергии, взяв на себя часть производственного процесса, а в будущем полностью освоив это производство. Начало этому пути уже положено в проекте для Минска, где для оптимизации себестоимости мы разработали и внедрили в электробусы собственные литиевые накопители электроэнергии. Да, ячейки пока покупаем, но электронную начинку и конструкцию делаем сами. Такая разработка позволила сохранить принцип экспресс-зарядки, но при этом в два раза увеличить дальность автономного хода (50 км).
Помимо планируемого расширения модельного ряда пассажирского транспорта у предприятия, можно сказать, грандиозные планы – к концу 2021 года представить электрогрузовик. Причем на этапе разработки конструкторской документации уже закладывается возможность дальнейшего внедрения беспилотной технологии. Что касается потенциальных заказчиков, это практически весь коммерческий сектор, ведь надстройку на базовое шасси можно оборудовать любую – от тента до цистерны. Говоря о дальности автономного хода, стоит иметь в виду городские и пригородные грузоперевозки. Запас хода у перспективной разработки – около 200 км на одной зарядке, но здесь стоит понимать, что дальность хода будет зависеть от типа кузова. В конструкцию электрогрузовика планируется заложить полную совместимость с существующей зарядной инфраструктурой для электромобилей.
В то же время транспортные средства, в которых в качестве источника энергии используются батареи, – это только промежуточный этап развития электротранспорта. В перспективе кроме батареи будут использоваться водородные топливные элементы. Ожидается стремительное развитие технологий водородных источников электроэнергии, ведь такой вид транспорта будет экономически более выгоден (на сегодняшний день транспорт на водороде может конкурировать по цене с транспортом на батарейках, но пробег на одном заряде у водородной техники – не менее 300 км). Наше предприятие ведет работу в данном направлении, но, как и для электрического транспорта на батарейках, существенным фактором, который «тормозит» развитие водородных технологий, является отсутствие заправочных станций. Однако рассчитываем, что этот вопрос в скором времени будет решен.
Столько лет пробыв у руля отечественного флагмана, Вы не можете оставаться в стороне от его дальнейшего развития. Как будет осуществляться Ваше личное взаимодействие с компанией? Какие планы, проекты – как в нашей стране, так и за рубежом – Вы оставили в качестве «домашнего задания» новому поколению «Белкоммунмашевцев»?
Я, действительно, не смогу оставаться в стороне от деятельности BKM HOLDING: много сил и энергии я отдал этому предприятию. Свою работу я продолжу в качестве члена Наблюдательного cовета, что позволит мне принимать активное участие в деятельности завода. Касательно домашнего задания: мне кажется, мне удалось сформировать коллектив – создать или, если позволите, воспитать команду профессионалов – людей, нацеленных на успех и постоянное развитие и движение вперед, способных находить выход из любой ситуации и решать самые сложные задачи.
Данная команда накопила определенный опыт и компетенции как в сфере разработки, изготовления и обслуживания электротранспорта, так и в сфере продвижения нашей техники в различные страны. Эта команда профессионалов уже сформировала собственную стратегию и политику продаж, что позволит предприятию еще долго держаться на плаву. Думаю, это самое главное.