Індустрыяльны парк "Вялікі камень": новыя магчымасці

№ 3, 2021
аўтар:

91_12_08.jpg

11 июня 2021 г. Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко подписан Указ № 215 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Документом значительно обновляется Указ Президента Республики Беларусь № 166 от 12 мая 2017 г. «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Законодательным актом устанавливается ряд новаций, касающихся деятельности индустриального парка. Среди них ключевыми являются:

1. Усовершенствовано комплексное обслуживание по принципу «одна станция» в парке. Теперь 58 административных процедур, которые ранее выполнялись местными органами, будет осуществлять администрация парка. Это позволит сократить время на получение необходимых разрешений.

2. Расширение основных направлений деятельности, что позволит сделать парк доступнее более широкому кругу инвесторов. В перечень включены новые направления: создание и развитие производств в сферах биофармацевтики, медицинской продукции, медицинского обслуживания, лабораторной диагностики, а также применение технологий 5G и искусственного интеллекта во всех направлениях деятельности парка, создание инфраструктуры «субпарков» для привлечения стартапов, резидентов и инвесторов.

3. Поддержка инновационной деятельности. В течение первых двух лет субъекты инновационной деятельности, чьи проекты соответствуют основным направлениям деятельности парка, будут пользоваться основными льготами резидентов «Великого камня», что должно существенно повысить успешность их реализации от идеи до коммерческого воплощения.

Дополнительные льготы предусмотрены для венчурных организаций, созданных в парке: продлевается до 2062 года льгота по освобождению от налога на прибыль при отчуждении венчурными организациями доли в уставном фонде субъектов инновационной деятельности, расположенных как в парке, так и за его пределами. Возможность льготирования как в парке, так и за его пределами венчурной деятельности, получение прибыли от которой возможно не ранее пяти лет с начала финансирования, послужит стимулом к активному созданию таких организаций.

4. Внедрение наиболее популярных институтов английского права. Резиденты парка, субъекты инновационной деятельности получают возможность дополнительного финансирования через внедрение специальных договоров (опцион, опционный договор и конвертируемый заем). Благодаря таким договорам, например, стартапы, не имеющие начального капитала, могут получить от инвестора денежные средства в обмен на будущую долю инвестора в таком стартапе. Работники резидентов парка, субъекты инновационной деятельности смогут приобретать акции своей компании.

5. Установление преференциальных условий для крупных («якорных») резидентов. Это дополнительные преференции для проектов с инвестициями 50 и более миллионов долларов США: увеличение льготного периода (с 5 до 10 лет) применения нулевой ставки по налогам на дивиденды, начисленные своим учредителям (акционерам, участникам), а также возможность применения специальных упрощений в сфере таможенного администрирования. Плата за земельные участки в парке, приобретаемые в частную собственность такими резидентами, будет снижаться на сумму, составляющую 25 процентов их кадастровой стоимости.

6. Привлечение крупных инвесторов позволит расширить кластерный принцип деятельности. По отдельным решениям Правительства, соблюдая экономические интересы Республики Беларусь и инвесторов, преференциями смогут воспользоваться и предприятия вне парка при условии их участия в капитале и производственном процессе резидентов.

7. Для стимулирования создания субпарков, прежде всего крупных китайских регионов, в частности, провинций Сычуань, Шэньси, Тяньцзинь, создатели субпарков смогут получить статус резидента в соответствии с новым Указом.

8. Реализация преимуществ территориальной особой экономической зоны. Улучшены условия для производственной деятельности резидентов с минимальным таможенным администрированием. Теперь не требуется участия таможенных органов при перемещении товаров между территориями СТЗ одного резидента парка. Также Указом предусмотрено, что субъекты инновационной деятельности могут выступать декларантами таможенной процедуры СТЗ наравне с резидентами парка.

9. Дополнительное стимулирование медицинской деятельности. Допускается применение незарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также получение лицензии на медицинскую деятельность. Занятие медицинской деятельностью будет осуществляться на основании решения администрации парка при соблюдении определенных условий, касающихся образования медицинского персонала, помещений, оборудования, гигиенических требований, наличия в штате специального работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинских изделий, и т.д. Сокращаются сроки и упрощается порядок проведения отдельных административных процедур в сфере медицинской деятельности.

10. Дальнейшее упрощение регулирования земельных отношений и строительной деятельности. Сокращаются сроки государственной экспертизы проектной документации, упрощается порядок согласований и получения исходной разрешительной и технической документации, исключается требование об обязательной разработке сметной документации в составе проекта, исключается предварительное согласование и отвод земельных участков при подключении объектов парка к магистральным сетям, расширяются возможности залога земельных участков.

Документом также предусмотрен ряд других новаций и упрощений во всех сферах осуществления хозяйственной деятельности.

В Указе учтены предложения Министерства коммерции КНР, представителей китайских деловых кругов, а также предприятий – резидентов индустриального парка.

В условиях мировой конкуренции за привлечение инвестиций новый законодательный акт позволит сохранить лучший правовой режим ведения бизнеса в «Великом камне» по сравнению с другими экономическими зонами ЕАЭС и ЕС.

Материал предоставлен пресс-службой Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»