ЕЭК - 10 гадоў: вынікі і перспектывы еўразійскай інтэграцыі

№ 1, 2022
аўтар:

94_03_01.jpg

Уважаемый Михаил Владимирович, по Вашей оценке, насколько экономика ЕАЭС оказалась стрессоустойчивой к пандемии? Какие решения, принятые при участии ЕЭК, помогли минимизировать потери, вызванные ограничительными мерами из-за распространения Covid-19?

Предпринятый Комиссией в пандемию комплекс мер позволил с уверенностью преодолеть кризис, а также заложить прочную основу для дальнейшего развития интеграции, что свидетельствует об эффективной деятельности ЕЭК, которая в 2022 году отмечает свой десятилетний юбилей.

Нам пришлось решать задачи, с которыми мы ранее не сталкивались. Оперативно вырабатывались и принимались решения по эффективному управлению ресурсами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, объединялись усилия специалистов государств-членов в области санитарно-­эпидемиологической безопасности.

Был установлен «зеленый коридор» для импорта критически важных товаров, в отношении отдельных готовых лекарств, товаров медицинского назначения (эндоскопы, бесконтактные термометры, передвижные дезинфекционные установки), сельхозтоваров и продовольствия, были оперативно обнулены таможенные пошлины.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, Комиссии удалось сохранить темп и даже задать динамику для последующего развития интеграционных процессов за счет сосредоточения внимания на стратегических задачах. В целом можно с уверенностью сказать, что Союз, преодолев кризис пандемии, продемонстрировал свою состоятельность, подтверждением чему служат позитивные показатели восстановления экономик стран ЕАЭС.

Как Вы оцениваете темпы роста экономики ЕАЭС? В каких отраслях наблюдается динамика, а в каких результаты, возможно, скромнее, чем хотелось бы?

Слаженная и оперативная работа ­Комиссии вкупе с действиями и мерами национальных экономик стран Союза позволили достичь положительной динамики роста экономик ЕАЭС.

В результате ВВП ЕАЭС вырос на 4,4 процента в январе – сентябре 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1425 млрд долларов США. В частности, прирост ВВП в Армении составил 4,6 процента, в России – 4,6 процента, в Беларуси – 2,7 процента, в Казахстане – 3,5 процента. В Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года.

Высокими темпами идет восстановление внешних рынков Союза и взаимной торговли. В январе – октябре 2021 г. взаимная торговля выросла на 31,2 процента (более 58 млрд долларов США, доля от общей торговли – 14,6 процента), внешняя торговля со странами вне ЕАЭС выросла на 33,5 процента и составила более 672 млрд долларов США.

Однако мы считаем, что этого недостаточно. Объем внешней торговли ЕАЭС составляет пока еще около двух процентов от мировой. В этой связи Комиссия видит необходимость в создании условий для более активного совместного выхода евразийского бизнеса на зарубежные рынки. Большую роль в развитии экономики ЕАЭС должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес.

В этом плане ЕЭК предлагает проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий – евразийских транснациональных компаний. Это участие Комиссии в финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, использование ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, а также механизма межгосударственных программ и проектов.

В целом положительная динамика отмечается по ряду направлений интеграционной деятельности. В качестве примера приведу динамичный рост индустриального ядра ЕАЭС, где показатели промышленного производства за десять месяцев 2021 года выросли почти на 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что составляет 1,1 трлн долларов США: в Беларуси – на 7,1 процента, России – на 5 процентов, Казахстане – на 2,9 процента и Армении – на 1,1 процента, в Кыргызстане – на 0,2 процента.

Должен сказать, что и по данному интеграционному треку Комиссия имеет четкую программу развития на ближайшие годы, который видится в развитии основных направлений промышленного сотрудничества. Нами разработан и принят новый стратегический документ в промышленности на очередной среднесрочный период до 2025 года – Основные направления промышленного сотрудничества, в котором преду­смотрен ряд новых механизмов и инструментов. Это – формирование евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития, мероприятия по снижению доли незаконного оборота промышленных товаров на рынке Союза, формирование системы технологического прогнозирования. Большинство положений документа синхронизированы с содержанием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Одной из ключевых задач Основных направлений является развитие промышленной кооперации в ЕАЭС. Действенным механизмом выступает создание сети кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, где мы создаем условия для скорейшей цифровой трансформации промышленности ЕАЭС, что позволит наладить более тесное кооперационное сотрудничество между предприятиями.

В металлургии мы провели анализ текущей ситуации на общем рынке отходов и лома черных и цветных металлов. По итогам были сформированы балансы заготовки и потребления лома черных металлов. В настоящее время ЕЭК разрабатывается План мероприятий по развитию отрасли обращения с отходами и ломом металлов. Документ содержит предложения по снятию ограничений для металлургических предприятий, введению государствами-членами временных ограничений на экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, меры для увеличения объемов их заготовки.

В сельхозмашиностроении при поддержке Комиссии был подписан меморандум между ведущими предприятиями отрасли России и Беларуси (Петербургский тракторный завод, Минский тракторный завод и ОАО «Гомсельмаш»). Это практический результат проводимой Комиссией работы по реализации кооперационных проектов в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства. Ожидается, что такое сотрудничество позволит минимизировать себестоимость новых и проектируемых изделий, расширить инвестиционный потенциал и получить доступ к новейшим технологиям, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности машиностроительной продукции стран ЕАЭС.

Кроме того, Комиссия и страны Союза продолжают работу по расширению сотрудничества в области авиастроения и учреждению в ЕАЭС комиссии по импортозамещению высокотехнологичной продукции.

С точки зрения поддержки промышленных предприятий Комиссией проработаны возможности для льготного финансирования проектов: изменение формата работы Евразийского банка развития, финансирование через Евразийский фонд стабилизации и развития либо за счет бюджета ЕЭК (субсидирование процентной ставки Евразийскому банку развития). Совет Евразийской экономической комиссии в сентябре 2021 г. поручил странам Союза совместно с ЕАБР подготовить реальные инструменты для льготного финансирования кооперации в Союзе.

Один из важнейших приоритетов ЕАЭС – формирование единых рынков Союза: энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового… На какой стадии они находятся сегодня? Какие единые рынки можно смело назвать уже состоявшимися, а какие, возможно, «пробуксовывают» и нуждаются в стимулировании?

В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации – в два раза.

Почти 10 лет работает общий рынок труда – граждане пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда Комиссией проведена работа по разработке и утверждению Соглашения о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 г. Соглашением предоставляются равные права в части формирования пенсионных прав, а также реализации права на назначение и выплату пенсии.

Проводится серьезная работа по формированию общего рынка лекарственных средств. Комиссией принято более 70 документов, создающих необходимые основы системы регулирования по всем стадиям жизненного цикла лекарств: производство, регистрация, государственный контроль (фармаконадзор), мониторинг безопасности и эффективности применения.

Работа по запуску других общих рынков (финансового, рынка транспортных услуг, а также общего рынка энергоресурсов) активно проводится Комиссией в рамках Стратегии-2025. Уже утверждены концепция и программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, а также общего рынка газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров.

20 августа 2021 г. на заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран ЕАЭС утвердили дорожную карту по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции. Согласно этому документу проект соглашения о едином рынке органики в ЕАЭС должен быть разработан до конца 2022 года.

Создание такого рынка странами ­Союза сделает органическую продукцию более доступной для граждан ЕАЭС. Согласно исследованиям, если мировой рынок органики продолжит свой текущий рост со скоростью 10–12 процентов в год, то достигнет к 2030 году порядка 300 млрд долларов. В этой связи нам следует стать самостоятельными игроками на международном рынке, а не служить территориями сбыта зарубежной продукции.

На сегодняшний день основным препятствием для функционирования в Союзе общего рынка органических товаров остается различие национальных законодательств государств-­членов в части требований к производству, маркировке, процедуре сертификации такой продукции, а также к аккредитации органов по оценке соответствия.

Задача Комиссии – обеспечить безбарьерное обращение органической продукции между странами ЕАЭС. Ключевым положением соглашения станет унификация требований к производству и маркировке такой продукции, что послужит основой для взаимного признания в Союзе систем сертификации ее производства.

Предусмотрена также проработка вопросов формирования и унификации статистического учета производства, импорта и обращения органической сельскохозяйственной продукции.

Завершающим этапом реализации дорожной карты станет подготовка рекомендаций Комиссии странам ­Союза по вопросам обеспечения доступа органической сельхозпродукции, произведенной в государствах-­членах, на рынки третьих стран. В частности, мы планируем сотрудничать с Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство.

Мы ожидаем, что после принятия и поэтапного исполнения дорожной карты темпы развития органического сектора в ЕАЭС заметно вырастут.

Уверен, что организации и фермеры стран Союза будут активно включаться в процесс органического сельхозпроизводства и смогут эффективно реализовать имеющийся потенциал для развития этого сектора, что позволит нам занять в перспективе до 10 процентов мирового рынка.

Еще один важный приоритет – цифровая повестка ЕАЭС. Как она реализуется? Есть ли сложности и как они преодолеваются?

Современную экономику сложно представить без цифровой составляющей: трансформация затрагивает все сферы жизни человека, все виды экономической деятельности. Цифровая повестка – один из глобальных драйверов развития, и каждая из стран – членов ЕАЭС имеет собственные стратегические планы в этой сфере, учитывающие особенности и потребности национальных экономик.

Но одновременно цифровизация обладает огромным потенциалом для получения синергетического эффекта, построенного на реализации трансграничных процессов, объединении усилий государственных органов, науки, бизнеса, инициатив граждан наших пяти стран. Именно в этой сфере Комиссия видит свою основную роль. В итоге от общих успехов в этой сфере во многом будет зависеть конкурентоспособность нашего общего рынка на мировой арене.

Ряд задач, стоящих перед странами-членами, в принципе имеют решение только на наднациональном уровне. Но выстроить систему, которая бы эффективно решала имеющиеся проблемные вопросы и одновременно учитывала интересы каждой из национальных экономик – очень большая и кропотливая работа.

Сегодня наша деятельность строится на стратегии, охватывающей период до 2025 года. За это время должны быть окончательно определены цифровые приоритеты Союза, полностью отлажены механизмы и инструменты реализации цифровой повестки ЕАЭС, сформированы центры компетенций и система проектного управления.

Стратегия предусматривает реализацию целого ряда практических проектов, касающихся важнейших сфер сотрудничества государств ЕАЭС.

Один из них – «Унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля 2021 г. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-­членов в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно.

Еще один проект – «Цифровое техническое регулирование», решение о реализации которого принято в июле 2021 г. Он нацелен на цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов в области технического регулирования для обеспечения взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти государств – членов ­Союза по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и других.

Это масштабный проект, по итогам которого будут оцифрованы более десяти тысяч документов.

Совместно с государствами-членами ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, благодаря которым представляется возможным удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-­логистических комплексов, в полном объеме реализовать транзитный потенциал стран Союза.

Создаются благоприятные условия для развития промкооперации и реализации совместных проектов в реальном секторе, одним из которых является проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Проект направлен на вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, стимулирование инновационных процессов путем трансфера технологий, а также создание возможности продвижения продукции хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС с использованием международных цифровых экосистем.

Подводя итог краткому обзору нашей цифровой повестки, могу сказать, что каждый проект – это плод большой работы экспертов пяти стран, важный шаг в построении нашей общей экономики будущего. И одновременно – фундамент для дальнейшего развития. Технологические изменения происходят сейчас с огромной скоростью, и чтобы соответствовать требованиям времени, мы не можем останавливаться на достигнутом. Постоянное отслеживание потребностей экономики и общества, совершенствование нормативной правовой базы, укрепление научно-технического сотрудничества, глубокая технологическая интеграция – вот что будет определять нашу работу в ближайшие годы.

У ЕАЭС – десятки экономических партнеров из других интеграционных объединений. С какими из них налажены наиболее тесные и плодотворные связи? Каковы практические результаты сотрудничества?

Действительно, у нас налажены связи со многими странами и региональными объединениями. Осуществляется сотрудничество с АСЕАН ШОС, СНГ и другими партнерами в регионе Большой Евразии, а также и с рядом государств континента, подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, заключено временное соглашение с Ираном.

Существенная переговорная работа проделана с Израилем, а также неплохие перспективы по Индонезии и Монголии. Для расширения возможностей Союза в Африканском регионе необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом.

Есть наработки по Индии, с которой мы надеемся в скором времени начать субстантивные переговоры о разнонаправленном экономическом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией может стать потенциал транспортного коридора Север – Юг, задействование которого позволит повысить транспортную связанность региона, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.

Между ЕАЭС и КНР действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Хочу отметить, что Китай для нас является важным партнером, на долю которого приходится более 20 процентов во внешней торговле Союза.

В числе приоритетов Комиссии также значится проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс – один путь».

Наряду с этим в рамках идеи Большого Евразийского партнерства 17 сентября 2017 г. между ЕЭК и ШОС, на долю которой приходится более 30 процентов мирового ВВП и более 16 процентов мировой торговли, подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает экономическое взаимодействие в таких сферах, как финансы, торговая и таможенная политика и вопросы упрощения торговых процедур, транспорт, цифровизация и информационно-коммуникационные технологии, санитарные, карантинные и фитосанитарные меры, энергетика, промышленное и агропромышленное сотрудничество и другие.

В целом можно отметить, что Евразийский экономический союз имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства, что акцентировано в Стратегии-2025.

Приоритеты и цели определены. Будем работать.

Какие приоритеты для Союза Вы обозначили бы на ближайшие три, пять, десять лет?

В будущем мы видим ЕАЭС как конкурентоспособное, проактивное, устойчивое к воздействию негативной внутренней и внешней конъюнктуры, динамичное интеграционное объединение. Для обеспечения дальнейшего развития интеграционного потенциала и создания условий для формирования такого Союза в среднесрочной перспективе в рамках Стратегии-2025 определены конкретные инструменты достижения целевых ориентиров экономического сотрудничества.

Среди новых направлений – экономические аспекты в сфере здравоохранения, спорта, туризма, образования и науки. Стратегические направления соответствуют национальным экономическим интересам, целям устойчивого и инклюзивного экономического развития каждого государства – члена ЕАЭС.

В современных экономических реалиях перспективным направлением представляется зеленая энергетика с развитием зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. В этой связи Комиссия совместно со странами ЕАЭС приступила к выработке единых подходов климатической повестки. Уверен, что последовательное согласованное в рамках ЕАЭС движение в направлении зеленой экономики откроет перед нашими странами новые перспективы развития во многих отраслях экономики и социальной сферы.

Особое значение Комиссия видит в продовольственной безопасности, где мы считаем целесообразным создать стабилизационный продовольственный фонд Союза с формированием необходимых запасов (резервов) различных видов сельхозпродукции для обеспечения внутреннего рынка ЕАЭС и товарных интервенций.

Для развития интеграции также актуальными представляются вопросы формирования научного сообщества ЕАЭС. Полагаю, что научно-­техническое сотрудничество, перспективные научные разработки и проекты станут локомотивом экономического развития и повышения качества жизни граждан, драйвером технического перевооружения наших экономик, повышения инновационной активности, базой для качественного перехода от торгового сотрудничества к инвестиционной деятельности в Союзе.

В завершение хочу подчеркнуть, что потенциал Евразийского экономического союза не исчерпан. Нам необходимо активнее работать над новыми проектами, расширением среды и институтов Союза, формируя его как один из наиболее значимых центров развития современного мира.