Confirmation of industrial production in Belarus: practice, issues, prospects

№ 3, 2023
Author:

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА, УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ, ПОЗВОЛЯЕТ ПРОДОЛЖИТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО КОНКУРИРОВАТЬ С ПРОДУКЦИЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ.

БЕЛОРУССКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМ ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ: АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЛИБО СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА ФОРМЫ СТ-1. ПОЛУЧИТЬ ТАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО В БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ.

Постановление № 80

99_05_02.jpgЧтобы стимулировать отечественных производителей к повышению локализации промышленной продукции, развитию производства товаров и компонентов, повышению эффективности работы, в рамках реализуемой программы по импортозамещению 14 февраля 2022 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (Постановление № 80).

Документ определяет условия отнесения товаров к промышленной продукции, произведенной на территории Беларуси. Для продукции, включенной в особое приложение к Постановлению № 80, это соответствие установленным данным приложением требованиям. Иная же продукция, не указанная в приложении, должна соответствовать критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным правилами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

Соответственно, подтверждающими происхождение документами являются:

  • акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям приложения к Постановлению № 80;
  • сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами СНГ.

Акты экспертизы и сертификаты выдаются унитарными предприятиями БелТПП на основании договоров на оказание услуг, заключаемых с производителями продукции.

Реестр промышленной продукции

Информация о товарах, соответствующих указанным требованиям, и их производителях включается в Реестр промышленной продукции Республики Беларусь.

При этом документальным подтверждением производства такой продукции в Беларуси остается акт экспертизы. Применение выписки из реестра Постановлением № 80 не предусмотрено.

Отдельно стоит отметить, что сведения о продукции, не включенной в приложение к Постановлению № 80, в реестр не включаются.

Формирует и ведет реестр Белорусская торгово-промышленная палата, информация включается в реестр на безвозмездной основе на основании актов экспертизы и сведений, представляемых унитарными предприятиями БелТПП.

Когда применяется акт экспертизы

Применение актов экспертизы о соответствии промышленной продукции требованиям Постановления № 80 предусмотрено:

  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» – для получения доступа к закупкам и (или) преференциальной поправки при участии в закупках;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» – для подтверждения выполнения обязательств обеспечить безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными самоходными машинами и (или) прицепами к ним своих потребительских свойств.

Акт экспертизы используется также для подтверждения производства промышленной продукции для получения допуска к лизинговым программам.

На сегодняшний день есть основания полагать, что области применения таких актов экспертизы будут расширяться.

Требования к промышленной продукции

Перечень требований, предъявляемых к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, отличается в зависимости от отраслевой принадлежности и вида продукции и может выражаться одним или комбинацией двух и более условий, основными из которых являются:

  • выполнение на территории Республики Беларусь и (или) иных государств – членов ЕАЭС определенных производственных и технологических операций, установленных приложением к Постановлению № 80;
  • использование при производстве продукции материалов производства (происхождения) Республики Беларусь и (или) иных государств – членов ЕАЭС;
  • наличие прав на конструкторскую и техническую (технологическую) документацию;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • использование систем электронного документооборота и автоматизированного проектирования, специализированного программного комплекса для планирования производственных ресурсов и управления предприятием;
  • наличие прав собственности или иных законных оснований на использование, модификацию, модернизацию или изменение программного обеспечения, используемого в продукции;
  • наличие сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;
  • соблюдение процентной доли количества или стоимости материалов в зависимости от страны их производства (происхождения);
  • наличие в структуре заявителя собственного конструкторско-технологического подразделения.

Порядок проведения экспертизы

Одной из целей принятия Постановления № 80 была защита интересов национальных производителей продукции, что является одной из приоритетных задач каждого государства.

Например, в России действует постановление Правительства от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое устанавливает требования о выполнении технологических операций и (или) производстве материалов в основном на территории страны.

Постановление № 80, в свою очередь, предусматривает возможность выполнения технологических операций и (или) производство материалов на территории государств – членов ЕАЭС, что является стимулирующим фактором для развития кооперационных связей. И сами требования к промышленной продукции во многом схожи с требованиями Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.

В связи с этим БелТПП при разработке Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь, утвержденного 17 января текущего года (Порядок № 5), в целом сохранен принцип проведения экспертизы и выдачи актов экспертизы на соответствие товаров требованиям Правил ЕАЭС.

Порядком № 5 определен перечень документов, которые производителю необходимо представить для подтверждения выполнения требований Постановления № 80. В том числе для подтверждения выполнения технологических операций и (или) производства материалов предусмотрена возможность применения актов экспертизы, выданных в соответствии с Правилами ЕАЭС.

При наличии вопросов подтверждения выполнения требований Постановления № 80 все заинтересованные могут обратиться за консультацией в БелТПП и ее унитарные предприятия.

99_05_04.jpg

Практический опыт и актуальные вопросы подтверждения производства

Практика проведения экспертиз унитарными предприятиями БелТПП показала, что требования, установленные Постановлением № 80, не всегда могут быть выполнены производителями. И можно выделить три основные ситуации, когда это происходит.

Первая – если отдельные операции и (или) производство материалов осуществляются вне территории Беларуси и иных государств – членов ЕАЭС, что не соответствует требованиям Постановления № 80.

Вторая ситуация – отсутствие документов (актов экспертизы), подтверждающих соответствие требованиям Постановления № 80 материалов, произведенных в Беларуси или иных государства – членах ЕАЭС, в отношении которых установлены самостоятельные требования.

Например, такая проблема была характерна для продукции легкой промышленности. Но концерном «Беллегпром» проведена работа по популяризации Постановления № 80 среди белорусских производителей, в том числе проведены семинары с участием представителей Палаты. Результат – предприятия отрасли (изготовители исходных материалов (тканей, нетканых материалов и другой продукции) стали более активно обращаться за получением актов экспертизы. Полагаю, что работу в данном направлении следует продолжать.

И, наконец, третья распространенная ситуация – установленные требования по обязательному выполнению операции и (или) использованию материала не могут быть выполнены производителем по причине отсутствия операций в технологии производства и (или) материала (части, узла) в составе (конструкции) продукции, так как нормы Постановления № 80 не во всех случаях учитывают особенности конструкции и технологии производства продукции и не предусматривают опциональность выполнения отдельных требований.

Например, в отношении продукции установлено несколько требований, одно из которых следующее: «сборка и сварка (при необходимости) несущей рамы (при наличии), подрамников (при наличии) и их окраска».

То есть, если конструкцией изделия предусмотрено наличие несущей рамы, подрамников, производителем продукции должна в обязательном порядке осуществляться их сборка, опционально – сварка, в обязательном порядке – окраска.

В отношении той же продукции установлено еще одно требование: «сварка и окраска кузова (бункера), цистерн, контейнеров и надстроек общего (специального) назначения (при наличии)».

В данном случае, по аналогии с предыдущим требованием, следует понимать, что оговорка «при наличии» должна применяться только для надстроек общего (специального) назначения.

Как БелТПП поступает в подобных ситуациях?

Если производитель не может подтвердить выполнение требований Постановления № 80, установленных в отношении производимой им продукции, унитарное предприятие БелТПП выдает письменный мотивированный отказ в выдаче акта экспертизы. При необходимости указываются следующие причины: выполнение операции или использование материала не предусмотрено технологией производства, конструкцией изделия и (или) технической документацией.

Такого документа было достаточно для рассмотрения Министерством промышленности вопроса о допуске продукции к лизинговым программам.

Предложения по изменению Постановления № 80

Сфера применения актов экспертизы о соответствии продукции требованиям Постановления № 80 с момента принятия данного постановления расширялась, и наличие мотивированного отказа БелТПП не является достаточным основанием для целей участия в закупках в соответствии с Постановлением № 229 или подтверждения выполнения обязательств обеспечить безопасное обращение с отходами в соответствии с Постановлением № 951. 99_05_03.jpg

Единственно правильным решением проблемных вопросов видится актуализация Постановления № 80 с учетом особенностей конструкций и технологий производства промышленной продукции, наличия на территории государств – членов ЕАЭС производителей материалов, способных обеспечить потребности производителей конечной продукции.

Но разработка, согласование и утверждение изменений в нормативный правовой акт всегда требует определенного времени.

Поэтому БелТПП и Министерством промышленности была проделана работа в части согласования подходов по применению Постановления № 80.

В частности, на постоянной основе проводились консультации по вопросам применения норм Постановления № 80, результаты которых позволили БелТПП выдавать акты экспертизы на отдельные виды промышленной продукции.

24 февраля и 27 июля 2023 г. проблемные вопросы реализации Постановления № 80 и предложения производителей по их решению обсуждались на заседаниях Комитета БелТПП по промышленной политике и предпринимательской деятельности.

Кроме того, по результатам обсуждений на Комитете, а также на основании поступивших предложений производителей и практики, наработанной унитарными предприятиями БелТПП, были подготовлены и направлены в Минпром предложения по изменению Постановления № 80, цель которых  – исключение неоднозначного толкования требований к продукции. Большинство предложений были учтены Министерством промышленности при разработке проекта соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Тем не менее практика работы по уже упомянутым Правилам ЕАЭС показывает, что Постановление № 80 постоянно будет требовать актуализации. И Белорусская торгово-промышленная палата приглашает отечественные предприятия к сотрудничеству, а также готова предоставить площадку для обсуждения проблемных вопросов подтверждения производства и выработки предложений по их решению.