00150 - индивидуальная подписка
Оформить подписку на "Меркурый" можно по каталогу РУП "Белпочта" в любом почтовом отделении Беларуси или через сервис "Интернет-подписка".
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА, УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ, ПОЗВОЛЯЕТ ПРОДОЛЖИТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО КОНКУРИРОВАТЬ С ПРОДУКЦИЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ.
БЕЛОРУССКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМ ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ: АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЛИБО СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА ФОРМЫ СТ-1. ПОЛУЧИТЬ ТАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО В БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ.
Чтобы стимулировать отечественных производителей к повышению локализации промышленной продукции, развитию производства товаров и компонентов, повышению эффективности работы, в рамках реализуемой программы по импортозамещению 14 февраля 2022 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (Постановление № 80).
Документ определяет условия отнесения товаров к промышленной продукции, произведенной на территории Беларуси. Для продукции, включенной в особое приложение к Постановлению № 80, это соответствие установленным данным приложением требованиям. Иная же продукция, не указанная в приложении, должна соответствовать критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным правилами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
Соответственно, подтверждающими происхождение документами являются:
Акты экспертизы и сертификаты выдаются унитарными предприятиями БелТПП на основании договоров на оказание услуг, заключаемых с производителями продукции.
Информация о товарах, соответствующих указанным требованиям, и их производителях включается в Реестр промышленной продукции Республики Беларусь.
При этом документальным подтверждением производства такой продукции в Беларуси остается акт экспертизы. Применение выписки из реестра Постановлением № 80 не предусмотрено.
Отдельно стоит отметить, что сведения о продукции, не включенной в приложение к Постановлению № 80, в реестр не включаются.
Формирует и ведет реестр Белорусская торгово-промышленная палата, информация включается в реестр на безвозмездной основе на основании актов экспертизы и сведений, представляемых унитарными предприятиями БелТПП.
Применение актов экспертизы о соответствии промышленной продукции требованиям Постановления № 80 предусмотрено:
Акт экспертизы используется также для подтверждения производства промышленной продукции для получения допуска к лизинговым программам.
На сегодняшний день есть основания полагать, что области применения таких актов экспертизы будут расширяться.
Перечень требований, предъявляемых к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, отличается в зависимости от отраслевой принадлежности и вида продукции и может выражаться одним или комбинацией двух и более условий, основными из которых являются:
Одной из целей принятия Постановления № 80 была защита интересов национальных производителей продукции, что является одной из приоритетных задач каждого государства.
Например, в России действует постановление Правительства от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое устанавливает требования о выполнении технологических операций и (или) производстве материалов в основном на территории страны.
Постановление № 80, в свою очередь, предусматривает возможность выполнения технологических операций и (или) производство материалов на территории государств – членов ЕАЭС, что является стимулирующим фактором для развития кооперационных связей. И сами требования к промышленной продукции во многом схожи с требованиями Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.
В связи с этим БелТПП при разработке Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь, утвержденного 17 января текущего года (Порядок № 5), в целом сохранен принцип проведения экспертизы и выдачи актов экспертизы на соответствие товаров требованиям Правил ЕАЭС.
Порядком № 5 определен перечень документов, которые производителю необходимо представить для подтверждения выполнения требований Постановления № 80. В том числе для подтверждения выполнения технологических операций и (или) производства материалов предусмотрена возможность применения актов экспертизы, выданных в соответствии с Правилами ЕАЭС.
При наличии вопросов подтверждения выполнения требований Постановления № 80 все заинтересованные могут обратиться за консультацией в БелТПП и ее унитарные предприятия.
Практика проведения экспертиз унитарными предприятиями БелТПП показала, что требования, установленные Постановлением № 80, не всегда могут быть выполнены производителями. И можно выделить три основные ситуации, когда это происходит.
Первая – если отдельные операции и (или) производство материалов осуществляются вне территории Беларуси и иных государств – членов ЕАЭС, что не соответствует требованиям Постановления № 80.
Вторая ситуация – отсутствие документов (актов экспертизы), подтверждающих соответствие требованиям Постановления № 80 материалов, произведенных в Беларуси или иных государства – членах ЕАЭС, в отношении которых установлены самостоятельные требования.
Например, такая проблема была характерна для продукции легкой промышленности. Но концерном «Беллегпром» проведена работа по популяризации Постановления № 80 среди белорусских производителей, в том числе проведены семинары с участием представителей Палаты. Результат – предприятия отрасли (изготовители исходных материалов (тканей, нетканых материалов и другой продукции) стали более активно обращаться за получением актов экспертизы. Полагаю, что работу в данном направлении следует продолжать.
И, наконец, третья распространенная ситуация – установленные требования по обязательному выполнению операции и (или) использованию материала не могут быть выполнены производителем по причине отсутствия операций в технологии производства и (или) материала (части, узла) в составе (конструкции) продукции, так как нормы Постановления № 80 не во всех случаях учитывают особенности конструкции и технологии производства продукции и не предусматривают опциональность выполнения отдельных требований.
Например, в отношении продукции установлено несколько требований, одно из которых следующее: «сборка и сварка (при необходимости) несущей рамы (при наличии), подрамников (при наличии) и их окраска».
То есть, если конструкцией изделия предусмотрено наличие несущей рамы, подрамников, производителем продукции должна в обязательном порядке осуществляться их сборка, опционально – сварка, в обязательном порядке – окраска.
В отношении той же продукции установлено еще одно требование: «сварка и окраска кузова (бункера), цистерн, контейнеров и надстроек общего (специального) назначения (при наличии)».
В данном случае, по аналогии с предыдущим требованием, следует понимать, что оговорка «при наличии» должна применяться только для надстроек общего (специального) назначения.
Как БелТПП поступает в подобных ситуациях?
Если производитель не может подтвердить выполнение требований Постановления № 80, установленных в отношении производимой им продукции, унитарное предприятие БелТПП выдает письменный мотивированный отказ в выдаче акта экспертизы. При необходимости указываются следующие причины: выполнение операции или использование материала не предусмотрено технологией производства, конструкцией изделия и (или) технической документацией.
Такого документа было достаточно для рассмотрения Министерством промышленности вопроса о допуске продукции к лизинговым программам.
Сфера применения актов экспертизы о соответствии продукции требованиям Постановления № 80 с момента принятия данного постановления расширялась, и наличие мотивированного отказа БелТПП не является достаточным основанием для целей участия в закупках в соответствии с Постановлением № 229 или подтверждения выполнения обязательств обеспечить безопасное обращение с отходами в соответствии с Постановлением № 951.
Единственно правильным решением проблемных вопросов видится актуализация Постановления № 80 с учетом особенностей конструкций и технологий производства промышленной продукции, наличия на территории государств – членов ЕАЭС производителей материалов, способных обеспечить потребности производителей конечной продукции.
Но разработка, согласование и утверждение изменений в нормативный правовой акт всегда требует определенного времени.
Поэтому БелТПП и Министерством промышленности была проделана работа в части согласования подходов по применению Постановления № 80.
В частности, на постоянной основе проводились консультации по вопросам применения норм Постановления № 80, результаты которых позволили БелТПП выдавать акты экспертизы на отдельные виды промышленной продукции.
24 февраля и 27 июля 2023 г. проблемные вопросы реализации Постановления № 80 и предложения производителей по их решению обсуждались на заседаниях Комитета БелТПП по промышленной политике и предпринимательской деятельности.
Кроме того, по результатам обсуждений на Комитете, а также на основании поступивших предложений производителей и практики, наработанной унитарными предприятиями БелТПП, были подготовлены и направлены в Минпром предложения по изменению Постановления № 80, цель которых – исключение неоднозначного толкования требований к продукции. Большинство предложений были учтены Министерством промышленности при разработке проекта соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь.
Тем не менее практика работы по уже упомянутым Правилам ЕАЭС показывает, что Постановление № 80 постоянно будет требовать актуализации. И Белорусская торгово-промышленная палата приглашает отечественные предприятия к сотрудничеству, а также готова предоставить площадку для обсуждения проблемных вопросов подтверждения производства и выработки предложений по их решению.